Агрессия! Страшный момент для родителей и всех прочих окружающих. Но, имеет место быть. Дети с самого рождения уже умеют ее проявлять – крик, плачь, резкие движения, кусание. Это все нормальная реакция на негативные факторы. Это попытка выразить свои эмоции.
Агрессия и агрессивность – разные понятия. Агрессия – это активная форма выражения эмоции гнева, это быстрая реакция на какой-то негативный для ребенка «раздражитель», что может проявляться в причинении ущерба человеку или предмету.
Агрессивность же – это ставшее привычным поведение, даже можно сказать, качество личности. Ее так же не стоит путать с упорством. Упорство отличная черта характера, ее надо «воспитывать», а вот с агрессией бороться. Все, абсолютно все дети ее проявляют! И это стоит учитывать. Нам, взрослым с огромным словарным запасом, образованием, опытом, порой тяжело объяснить друг другу, что у нас на душе, а что тогда говорить о ребенке? Часто переполняющие детей эмоции находят не самый «удобоваримый» родителями выход. Будь то обида, радость, испуг – реакцию вы можете получить криком, рукоприкладством, реками слез.
Характерные особенности агрессивного поведения ребенка
- Отказывается от коллективной игры.
- Не понимает чувств и переживаний других детей.
- Часто ругается со взрослыми.
- Создает конфликтные ситуации.
- Суетлив.
- Не может адекватно оценить свое поведение.
- Имеет мускульное напряжение.
- Мало и беспокойно спит
- Часто теряет контроль над собой;
- Часто спорит и ссорится с окружающими;
- Намеренно вызывает у других чувство злости и раздражения;
- Часто винит других в своих ошибках и неудачах;
- Часто испытывает чувство злости, устраивает драки;
- Угрожает другим людям;
- Проявляет физическую жестокость к людям и животным;
- Намеренно портит имущество, чужие вещи;
- Не способен забыть обиду, пока не отплатит «обидчику».
Причины агрессивного поведения
- Семейные
- Личные
- Ситуативные
- Социально-биологические
Существует два вида агрессии: вербальная и физическая.
У вербальной агрессии два подтипа:
– Косвенная агрессия проявляется в виде жалоб, демонстративного крика, для устранения другого человека и угроз.
– Прямая агрессия представляет собой оскорбления, унижения, дразнилки.
У физической агрессии, как и у вербальной тоже таких же два подтипа:
– Косвенная, направлена на причинение материального вреда другому человеку, путем физических действий. Например, разрушение продуктов деятельности другого ребенка или уничтожение, порча чужих вещей.
– Прямая агрессия направлена на нападение на другого человека и причинение физической боли. Есть символическая и реальные формы. Символическая, проявляется в виде угроз и запугивания.
И что же тогда делать родителям? Учится! И учить ребенка.
Необходимо учитывать, что ребенок еще не сформировался как личность, а значит, ему еще простительны и необходимы случаи слез и крика. Ему нужен выход для своих эмоций, и признайте, мы не можем всегда знать, как и что лучше для нашего ребенка, ведь он личность. Нам надо помочь ему найти золотою середину. То состояние и те нормы поведения, те занятия, которые будут ему помогать выражать себя так, что б это было приемлемо для окружающих и для него.
При этом учитывайте что драки, погромы комнаты и прочее подобное не стоит допускать. Надо немало терпения, так как если Вы кричите и рукоприкладствуете, то от ребенка требовать другого поведения как минимум не честно, а по сути, вредно, т.к. имеет свои негативные стороны (и куда более весомые, чем действие). Даже такая «мелочь» как физиологическое развитие должно быть нами учтено. Вы знали, что ребенок младшего возраста физически не может управлять голосом как взрослый? Вспомните сколько раз вы слышали/видели в транспорте мамочку одергивающую чадо «не кричи, говори тише!»? Надо «знать врага в лицо», тогда уже бороться.
Итак, начнем?
Ребенок вспыльчив, непокорен, непредсказуем, по характеру, самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм? – это признаки агрессивного поведения.
Из-за чего ребенок проявляет агрессию? Правильно, ему что-то не нравится! Ищем что или кто. Возможно какое-то Ваше поведение или обстоятельства жизни (материальное положение), беспомощность (при физических наказаниях), дискомфорт, чувство одиночества, непонимания, жесткие/слабые меры воспитания – все это может вызывать в ребенке ту бурю эмоций. И это только те вещи, которые непосредственно к семье относятся.
А есть еще эмоциональная сфера – неумение управлять эмоциями, незнание/непонимание общепринятых норм поведения (особенно это заметно в обстановке непривычной ребенку, например).
Еще трудности обучения, ведь когда у вас что-то не получается вы тоже не рады этому...
Но как же понять что именно его провоцирует? Попробуйте с ним поговорить.
Помните, что причина агрессивной реакции на маму зависит от нее самой, ее отношения к ребёнку. Восприятие материнских обязанностей по отношению к нему как к «трате времени», ожидание, «когда же это все закончится» – ведет к повышенной раздраженности самой матери. Отсюда и повышенная агрессивность детей. Они очень чувствительны к эмоциям взрослых.
Примеры практических советов:
· Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
· Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
· Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
· Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.
· Направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), рисование, пение).
· Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
· Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
· Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
· На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
· Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
· Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».
· Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
· В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре.
Можно предложить ему следующие игры:
– подраться с подушкой;
– рвать бумагу;
– используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции;
– поколотить стул надувным молотком;
– громко спеть любимую песню;
– налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом;
– пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору;
– покидать мяч об стену;
– устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
– хорошо помогают снятию напряжения различные игрушки роботы-трансформеры, конструкторы.
– интересной игрой в тему является игра, в которой детям можно предложить поругаться, но не обидными словами, а… овощами. Например: «ты – помидор», «а ты – редиска!» и т.д. Всем становится весело, а смех быстро гасит все негативные настроения и агрессию.
Игры могут быть самые разнообразные, но принцип действия их сводится к тому, что при помощи физических действий расставаться с негативным напряжением, со злостью при этом, не задевая интересы и не ссорясь с другими детьми. Часто с этой целью игры проводят рано утром, чтобы ребенок целый день был уравновешен.
· Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.
· Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.
· Когда говорите с ребенком, старайтесь быть на его уровне (опуститесь на колени), говорите глядя в глаза, используя простые и понятные фразы.
Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.
Можно выделить несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка.
1 шаг – стимуляция гуманных чувств:
– стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;
– учите его не сваливать свою вину на других;
– развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.
Например:
– « Миша, неужели тебе не жалко других детей?»– « Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».
– Спросите у ребенка, почему плачет обиженный ребенок.
– Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись…»)
2 шаг – ориентация на эмоциональное состояние другого.
- Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.
Например:
– «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
– Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»
– «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?».
3 шаг – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:
– помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;
– постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;
– стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;
– стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;
– чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;
– чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;
– объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
– расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.
– спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;
– объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.
Например:
1. Ты стукнул Веру потому, что …, а ещё почему?
2. Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злое лицо изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злое лицо у волка (или незлое) изобрази! Как ты думаешь, почему у волка злое лицо?»
3. Эти вопросы можно адресовать и ребёнку-жертве притеснения. «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё почему?»
Не забывайте что это мы, взрослые, знаем, что за эмоции испытываем и как на них реагируют другие люди (и почему), а вот для ребенка это все новинку. Ему еще тяжело запомнить просто сказанное, для него важен процесс познания. И каким он будет, зависит от нас.
Памятка для родителей по общению с агрессивным ребенком:
Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли…
Эрих Фромм
Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности:
- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите поколотить подушку, дайте ребенку возможность естественного конструктивного выплеска энергии – не запрещайте бегать.
- Не допускайте бесконтрольного просмотра телепередач, видеофильмов, т. к. даже некоторые мультфильмы имеют высокий уровень агрессии.
- Не допускайте чрезмерного увлечения играми на компьютере, компьютерной приставе, выбирайте видеоигры без элементов насилия, агрессии.
- Проявляйте к ребенку эмпатию, дайте понять, что он хороший, достойный любви человек, но некоторые его поступки вы не одобряете.
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих родных и друзьях.
- Чаще играйте с ребенком в настольные игры, которые требуют усидчивости, например: «Конструктор», «Пазлы», «Лото» и др.
- Чаще используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновение, поглаживание).
- Не унижайте и не оскорбляйте ребенка, особенно при посторонних; обеспечьте ему чувство защищенности.
- Используйте гибкую систему поощрения, поощряйте сразу же, не откладывая на будущее.
- Адекватно оценивайте возможности ребенка.
- Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
разгарнуць » / « згарнуць