Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Инструкция

МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI

РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ

П А С Т А Н О В А

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 августа 2022 г. № 276 г.Минск 

Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251

На основании пункта 4 статьи 89 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Внести в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь» следующие изменения:

название и преамбулу изложить в следующей редакции:

«Об утверждении Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;

На основании пункта 4 статьи 89 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:»;

в пункте 1:

слово «прилагаемую» исключить;

дополнить пункт словом «(прилагается)»;

Инструкцию о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденную этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г.

 

Министр                                                                          А.И.Иванец

 

СОГЛАСОВАНО

 

Государственный комитет

по науке и технологиям

Республики Беларусь

 

Министерство труда и

социальной защиты

Республики Беларусь

 

Министерство финансов

Республики Беларусь

 

Брестский областной исполнительный комитет

 

Витебский областной исполнительный комитет

 

Гомельский областной исполнительный комитет

 

Гродненский областной исполнительный комитет

 

Минский областной

исполнительный комитет

 

Могилевский областной исполнительный комитет

 

Минский городской

исполнительный комитет

 


УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства образования Республики Беларусь

01.09.2011 № 251

(в редакции постановления
Министерства образования Республики Беларусь

23.08.2022 № 276)

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке осуществления
экспериментальной и инновационной
деятельности в сфере образования

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации и проведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

2. Для целей настоящей Инструкции используются термины в значениях, определенных Кодексом Республики Беларусь об образовании, а также следующие термины и их определения:

апробация – деятельность по проверке результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования;

внедрение в практику – использование в образовательном процессе учреждений образования апробированных в ходе экспериментальной деятельности в сфере образования результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность, социально-экономическую целесообразность.

 

ГЛАВА 2

УЧАСТНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОРАЗОВАНИЯ

3. Участниками экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования являются:

разработчики и руководители экспериментальных проектов;

разработчики и консультанты инновационных проектов;

учреждения образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования;

обучающиеся и педагогические работники, участвующие в проведении экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;

Министерство образования, организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования;

научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования», государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (далее, если указано иное, – государственные организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне).

4. Разработчиками и руководителями экспериментальных проектов в сфере образования, разработчиками и консультантами инновационных проектов в сфере образования являются педагогические и научные работники учреждений образования, работники иных организаций, специалисты республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования.

 

ГЛАВА 3

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОРАЗОВАНИЯ

5. Экспериментальная деятельность в сфере образования проводится организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования, учреждениями образования, иными организациями и республиканскими органами государственного управления.

6. Экспериментальный проект разрабатывается и направляется на предварительное рассмотрение в учреждения образования, на базе которых предполагается осуществление экспериментальной деятельности в сфере образования.

В случае согласия участвовать в экспериментальной деятельности учреждения образования, за исключением указанных в частях четвертой и пятой настоящего пункта, подают заявки на участие в экспериментальной деятельности в сфере образования в структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – управления (отделы) образования), по месту их нахождения, не позднее 5 апреля.

Управления (отделы) образования принимают решение об участии заявленных учреждений образования в экспериментальной деятельности в сфере образования и подают заявки в соответствующее структурное подразделение областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования, не позднее 10 апреля.

Учреждения образования, находящиеся в подчинении структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, подают заявки на участие в экспериментальной деятельности в сфере образования в структурное подразделение областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования, не позднее 10 апреля.

Структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, учреждения образования, подчиненные Министерству образования и иным республиканским органам государственного управления, Администрации Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, подают заявки на участие в экспериментальной деятельности в сфере образования непосредственно в государственные организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, не позднее 20 апреля.

7. Руководители экспериментальных проектов представляют экспериментальные проекты в государственные организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, не позднее 20 апреля.

8. Экспериментальный проект должен содержать:

полное название экспериментального проекта;

данные о руководителе (руководителях): фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место работы и должность служащего, ученую степень и (или) ученое звание (при наличии);

перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности в сфере образования;

основную идею экспериментального проекта, определяющую его новизну;

обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта;

цель и задачи;

описание научных теорий и разработок, на основе которых создан экспериментальный проект;

описание структуры и содержания апробируемой экспериментальной модели (технологии, методики, системы, иное);

описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность экспериментальной деятельности в сфере образования;

кадровое и материально-техническое обеспечение экспериментального проекта;

сроки осуществления экспериментальной деятельности в сфере образования;

программу реализации экспериментального проекта;

финансово-экономическое обоснование экспериментального проекта.

9. Государственная организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, проводит оценку экспериментальных проектов и готовит заключение о включении (невключении) в перечень на предстоящий учебный год учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность в сфере образования, не позднее 25 мая.

10. Организацию и координацию работы по осуществлению экспериментальных проектов, утверждение руководителей экспериментальных проектов и определение сроков экспериментальной деятельности в сфере образования обеспечивают государственные организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне.

11. Продолжительность экспериментальной деятельности в сфере образования в учреждении образования составляет от 1 года до 7 лет. В случае выявления в ходе экспериментальной деятельности обстоятельств, требующих дополнительных исследований, сроки могут продлеваться государственной организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, но не более чем на 1 учебный год от запланированных сроков.

12. Экспериментальная деятельность в сфере образования завершается досрочно в случаях:

существенных отклонений от содержания экспериментального проекта;

получения отрицательных результатов эксперимента.

13. Решение о досрочном прекращении или продлении сроков экспериментальной деятельности в сфере образования,дополнительном включении или исключении учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность в сфере образования, принимается государственной организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, по согласованию с Министерством образования.

14. Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования, создает условия для обсуждения участниками экспериментальной деятельности в сфере образования хода реализации экспериментальных проектов.

По результатам реализации экспериментального проекта руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность в сфере образования, ежегодно и по окончании сроков реализации экспериментального проекта оформляет справку (отчет) и согласовывает ее с руководителем (руководителями) экспериментального проекта до 1 мая.

Экспериментальные проекты хранятся в государственной организации, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне.

15. Государственная организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, рекомендует апробированные в ходе экспериментальной деятельности в сфере образования результаты фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность, для внедрения в ходе инновационной деятельности в сфере образования.

16. Государственные организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, формируют и направляют предложения Министерству образования по перечню учреждений образования, на базе которых будет осуществляться в предстоящем учебном году экспериментальная деятельность в сфере образования, и по перечню учреждений образования, на базе которых досрочно завершена экспериментальная деятельность в сфере образования в текущем учебном году, не позднее 5 июня.

 

ГЛАВА 4

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОРАЗОВАНИЯ

17. Инновационный проект разрабатывается и направляется консультантом (консультантами) на предварительное рассмотрение в учреждения образования, на базе которых предполагается осуществление инновационной деятельности в сфере образования, либо в организацию, осуществляющую научно-методическое обеспечение образования.

В случае согласия участвовать в инновационной деятельности учреждения образования, за исключением указанных в частях четвертой и пятой настоящего пункта, подают заявки на участие в инновационной деятельности в сфере образования в управления (отделы) образования, по месту их нахождения, не позднее 5 апреля.

Управления (отделы) образования принимают решение об участии заявленных учреждений образования в инновационной деятельности в сфере образования и подают заявки в соответствующее структурное подразделение областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования, не позднее 10 апреля.

Учреждения образования, находящиеся в подчинении структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, подают заявки на участие в инновационной деятельности в сфере образования в структурное подразделение областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования, не позднее 10 апреля.

Структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, учреждения образования, подчиненные Министерству образования и иным республиканским органам государственного управления, Администрации Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, подают заявки на участие в инновационной деятельности в сфере образования непосредственно в государственные организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, не позднее 20 апреля.

18. Государственная организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, проводит оценку инновационных проектов и готовит заключение о включении (невключении) в перечень на предстоящий учебный год учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность в сфере образования, не позднее 25 мая.

19. Организацию и координацию работы по осуществлению инновационных проектов, утверждение консультантов инновационных проектов, определение сроков инновационной деятельности в сфере образования обеспечивают государственные организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне.

20. Инновационный проект должен содержать:

полное название инновационного проекта;

данные о консультанте (консультантах) и руководителе учреждения образования: фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место работы и должность служащего, ученую степень и (или) ученое звание (при наличии);

перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности в сфере образования;

обоснование использования в образовательном процессе учреждений образования апробированных в ходе экспериментальной деятельности в сфере образования результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность;

цель и задачи;

описание структуры внедряемой модели (технологии, методики, системы, иное);

кадровое и материально-техническое обеспечение инновационного проекта;

описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность инновационной деятельности в сфере образования;

сроки осуществления инновационной деятельности в сфере образования;

финансово-экономическое обоснование инновационного проекта;

программу реализации инновационного проекта;

план реализации инновационного проекта на учебный год.

21. Государственная организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, по согласованию с Министерством образования принимает решение об увеличении количества учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность в сфере образования по реализованным экспериментальным проектам, с целью массового использования и подготовки участников образовательного процесса к их освоению и использованию нововведений.

22. Продолжительность инновационной деятельности в сфере образования в учреждениях образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность в сфере образования, составляет от 1 года до 5 лет.

23. Инновационная деятельность в сфере образования завершается досрочно в случаях:

существенных отклонений от содержания инновационного проекта;

досрочного достижения предусмотренных программой реализации инновационного проекта результатов.

24. Решение о досрочном прекращении инновационной деятельности в сфере образования, об изменении состава ее участников принимается государственной организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, по согласованию с Министерством образования.

25. Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования, создает условия для обсуждения участниками инновационной деятельности в сфере образования хода реализации инновационных проектов.

Руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется инновационная деятельность в сфере образования, ежегодно и по окончании сроков реализации инновационного проекта оформляет справку (отчет) и согласовывает ее с консультантом (консультантами) инновационного проекта до 15 мая.

Руководители учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность в сфере образования, совместно с консультантом (консультантами) инновационного проекта обеспечивают информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности в сфере образования.

По результатам реализации успешно завершенного инновационного проекта руководитель учреждения образования, на базе которого осуществлялась инновационная деятельность в сфере образования, совместно с консультантом (консультантами) инновационного проекта до 1 декабря года окончания инновационного проекта готовят информационно-аналитические материалы, методические, дидактические и иные материалы по внедрению результатов инновационной деятельности в сфере образования в образовательный процесс.

Методические, дидактические материалы по использованию результатов инновационной деятельности в сфере образования в образовательном процессе разрабатываются при непосредственном участии консультанта (консультантов) инновационного проекта и направляются для оценки в государственную организацию, осуществляющую научно-методическое обеспечение образования на областном (г.Минска) уровне, государственную организацию, осуществляющую научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне.

Инновационные проекты хранятся в государственной организации, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне.

26. Государственные организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, формируют и направляют предложения Министерству образования по перечню учреждений образования, на базе которых будет осуществляться в предстоящем учебном году инновационная деятельность в сфере образования и по перечню учреждений образования, на базе которых досрочно завершена инновационная деятельность в сфере образования в текущем учебном году, не позднее 5 июня.

 

ГЛАВА 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОРАЗОВАНИЯ

27. Министерство образования ежегодно утверждает перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования, на основании предложений государственных организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне.

28. На основании приказа Министра образования учредители учреждений образования (при необходимости) издают приказы, в которых определяются лица, которые обеспечивают реализацию экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

29. На основании приказа Министра образования (учредителя учреждения образования) руководитель учреждения образования издает приказ, в котором определяет педагогических (научных) работников учреждения образования, непосредственно осуществляющих программу реализации экспериментального и инновационного проекта в сфере образования.

30. Внесение изменений в содержание экспериментального (инновационного) проекта участниками экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования осуществляется по согласованию с руководителем (руководителями) экспериментального проекта, консультантом (консультантами) инновационного проекта.

31. Руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования, совместно с руководителем (руководителями) экспериментального и консультантом (консультантами) инновационного проектов обеспечивает реализацию экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

32. Не допускается организация экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, в ходе которой наносится моральный или физический вред здоровью обучающихся и педагогических работников.

Раздзелы сайта