С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот родителям. Всегда возникает вопрос, а насколько мы — взрослые, понимаем, что происходит с ребенком.
Давайте разберем, какие существуют причины возникновения у детей трудностей в обучении. Дети с трудностями в обучении – это дети с сохранным интеллектом, которые в силу различных биологических и социальных причин испытывают стойкие затруднения в усвоении учебного материала. Трудности в обучении могут возникнуть по разным причинам, соответственно выделяют 4 группы детей:
1. расстройство развития учебных навыков (конституционального происхождения);
2. общие расстройства развития (соматогенного происхождения);
3. смешанное расстройство учебных навыков (психогенного происхождения);
4. смешанные специфические расстройства психического развития (церебрально-органического происхождения).
К общим особенностям развития детей с трудностями в обучении, относят сочетание незрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер.
Причинами возникновения трудностей в обучении первой группы детей: наследственная предрасположенность к более позднему созреванию нервной системы, либо негрубые обменно-трофические расстройства. Для этих детей характерно непосредственность, недостаточная самостоятельность, завышенная самооценка, во всем преобладает игровой интерес, отсутствие мотивации к учебе.
Причины возникновения трудностей в обучении второй группы детей: ряд хронических заболеваний в первые годы жизни ребенка (аллергия, различные пороки, пневмонии, ангины и т.д.), а также нарушения течения беременности. Для этих детей характерно быстрая утомляемость, неустойчивость внимания, снижение памяти.
Причины возникновения трудностей в обучении третей группы детей: неблагоприятные условия воспитания, которые травмируют психику ребенка. Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующие влияние на психику, могут привести к стойким сдвигам нервно-психической сферы ребенка. В зависимости от характера неблагоприятных условий воспитания, воздействующих на психику ребенка, может быть разных типов:
- воспитание в условиях гиперопеки – патологическое развитие личности по типу «кумир семьи», для таких детей характерен эгоизм, малая способность к волевому усилию, отсутствие самостоятельности, ответственности, нелюбовь к труду, установка на бездеятельность, иждивенческая позиция;
- воспитание в условиях гипоопеки, основными чертами учащихся является неумение тормозить свои желания, отсутствие чувства долга и ответственности, импульсивность;
- воспитание в психотравмирующих условия (грубое, жесткое, агрессивное отношение к ребенку со стороны родителей, неприятие ребенка и его «особенностей»), для детей свойственно пассивно-защитных черт личности: замкнутость, недоверчивость, тревожность, неуверенность в своих силах, робость, боязливость
Чаще других встречается наиболее тяжелый вариант нарушений психического развития – церебрально-органического происхождения. Его причины: очаговое поражение центральной нервной системы. Для этой категории детей характерно отсутствие яркости и живости эмоций, примитивность интересов, нарушение следования плану, нарушение познавательной деятельности.
Анализпричин, вызывающих трудности в обучении, позволил прийти к выводу: помочь детям быть более успешными в усвоении учебной программы можно, если результативно осуществить коррекционную работу, а также, с помощью всестороннего участия родителей в воспитании и обучении детей.
раскрыть » / « свернуть